5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

9К332 «Тор-М2» — зенитный ракетный комплекс ближнего действия

9К332 «Тор-М2» — зенитный ракетный комплекс ближнего действия

Зе­нит­ный ра­кет­ный ком­плекс «Тор-М2» пред­на­зна­чен для по­ра­же­ния са­мо­лё­тов, вер­то­лё­тов, аэ­ро­ди­на­ми­че­ских бес­пи­лот­ных ле­та­тель­ных ап­па­ра­тов, управ­ляе­мых ра­кет и дру­гих эле­мен­тов вы­со­ко­точ­но­го ору­жия, ле­тя­щих на сред­них, ма­лых и пре­дель­но ма­лых вы­со­тах в слож­ных ус­ло­ви­ях ор­га­ни­зо­ван­ных по­мех и ог­не­во­го про­ти­во­дей­ст­вия. Сис­те­ма «Тор-М2» обес­пе­чи­ва­ет ПВО днём и но­чью, в пло­хих ме­тео­ро­ло­ги­че­ских ус­ло­ви­ях, ра­бо­тая ав­то­ном­но или как часть груп­пи­ров­ки ПВО. Сис­те­ма мо­биль­на в ус­ло­ви­ях пе­ре­се­чён­ной ме­ст­но­сти, име­ет ми­ни­маль­ное вре­мя ре­ак­ции, обес­пе­чи­ва­ет вы­со­кую эф­фек­тив­ность и ог­не­вую про­из­во­ди­тель­ность. Об­ла­да­ет вы­со­кой сте­пе­нью по­ме­хо­за­щи­щён­но­сти в ус­ло­ви­ях при­ме­не­ния ор­га­ни­зо­ван­ных по­мех, осо­бен­но, в ус­ло­ви­ях ор­га­ни­зо­ван­ных по­мех са­мо­при­кры­тия. Спо­соб­на ко­ор­ди­ни­ро­ва­но дей­ст­во­вать в слу­чае ис­поль­зо­ва­ния двух бое­вых ма­шин без ко­манд­но­го пунк­та.

Со­став ЗРК «Тор-М1»:

  • Бое­вые сред­ст­ва:
    • бое­вая ма­ши­на 9А332;
    • зе­нит­ная управ­ляе­мая раке­та 9М331 (8 ра­кет в двух мо­ду­лях 9М334).
  • Сред­ст­ва управ­ле­ния:
    • ба­та­рей­ный команд­ный пункт 9С737М «Ран­жир-М».
  • Сред­ст­ва тех­ни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния, обес­пе­че­ния и обу­че­ния:
    • транс­порт­но-за­ря­жаю­щая ма­шина 9Т244;
    • транс­порт­ная маши­на 9Т245;
    • ма­ши­на тех­ни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния (бата­рей­ная) 9В887М2К;
    • ма­ши­на тех­ни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния (пол­ко­вая) 9В887-1М2К;
    • ма­ши­на груп­по­во­го комплек­та ЗИП 9Ф399-1М2К;
    • ком­плект та­ке­лаж­но­го обору­до­ва­ния 9Ф116;
    • мас­тер­ская тех­ни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния МТО-АГЗМ1;
    • тре­на­жёр опе­ра­то­ров боевой ма­ши­ны.

Бое­вая ма­ши­на обес­пе­чи­ва­ет кру­го­вой об­зор про­стран­ст­ва в за­дан­ном сек­то­ре по уг­лу мес­та, об­на­ру­же­ние и опо­зна­ва­ние воз­душ­ных це­лей, ана­лиз воз­душ­ной об­ста­нов­ки, ав­то­ма­ти­че­ский вы­бор наи­бо­лее опас­ных для об­стре­ла це­лей; пе­ре­да­чу це­ле­ука­за­ния по вы­бран­ным це­лям на стан­цию на­ве­де­ния, до­поиск це­лей, за­хват, ав­то­со­про­во­ж­де­ние це­лей, оп­ре­де­ле­ние мо­мен­та вхо­ж­де­ния в зо­ну по­ра­же­ния, пуск ра­кет, их ав­то­ма­ти­че­ское на­ве­де­ние на це­ли по ра­дио­ко­ман­дам. По­иск, об­на­ру­же­ние и опо­зна­ва­ние воз­душ­ных це­лей мо­жет вес­тись при дви­же­нии бое­вой ма­ши­ны или на мес­те, пе­ре­ход к со­про­во­ж­де­нию це­лей и пуск ра­кет осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с ко­рот­кой ос­та­нов­ки.

Зе­нит­ная управ­ляе­мая раке­та 9М331 од­но­сту­пен­ча­тая, твердо­то­п­лив­ная, по­строе­на по аэ­ро­ди­на­ми­че­ской схе­ме «ут­ка» и ос­на­ще­на устрой­ст­вом, обес­пе­чи­ваю­щим га­зо­ди­на­ми­че­ское склоне­ние. В ра­ке­те при­ме­не­ны склад­ные кры­лья, ко­то­рые рас­кры­ва­ют­ся и фик­си­ру­ют­ся в полет­ные поло­же­ния после стар­та ЗУР. В транс­порт­ном поло­же­нии левые и пра­вые кон­со­ли скла­ды­ва­ют­ся на­встре­чу друг дру­гу. Ра­ке­та обо­ру­до­ва­на ак­тив­ным ра­дио­взры­ва­те­лем, ав­то­пи­ло­том с при­во­да­ми рулей, ра­дио­бло­ком, бое­вой ча­стью ос­ко­лоч­но-фу­гас­но­го ти­па с пре­до­хра­ни­тель­но-ис­пол­ни­тель­ным ме­ха­низмом, сис­те­мой элек­тро­пи­та­ния, систе­мой газо­пи­та­ния ру­ле­вых при­во­дов на мар­ше и га­зо­ди­на­ми­че­ских ру­лей на стар­то­вом уча­ст­ке. На внеш­ней по­верх­но­сти корпу­са раке­ты раз­ме­ще­ны антен­ны ради­ов­зры­ва­те­ля и ради­об­ло­ка, а так­же ус­та­нов­ле­но по­ро­хо­вое ката­пуль­ти­рую­щее уст­рой­ст­во.

При стар­те ра­ке­та выб­ра­сы­ва­ет­ся ка­тапуль­той вер­ти­каль­но со ско­ро­стью око­ло 25 м/с. Скло­не­ние ЗУР на за­дан­ный угол, ве­ли­чи­на и на­прав­ле­ние кото­ро­го вводят­ся перед стар­том в ав­то­пи­лот со стан­ции на­ве­де­ния, осу­ще­ст­в­ля­ет­ся до запус­ка дви­га­те­ля раке­ты в ре­зуль­та­те исте­че­ния продук­тов сго­ра­ния спе­ци­аль­но­го га­зо­ге­не­ра­то­ра че­рез че­ты­ре двух­со­п­ло­вых блока га­зо­рас­пре­де­ли­те­ля, ус­танов­лен­но­го у осно­ва­ния аэро­ди­на­ми­че­ско­го ру­ля. Га­зо­хо­ды, веду­щие к про­ти­во­по­лож­но на­прав­лен­ным соп­лам, пе­ре­кры­ва­ют­ся в зави­си­мо­сти от уг­ла по­во­ро­та руля. Объ­е­ди­не­ние аэ­ро­ди­на­ми­че­ско­го ру­ля и га­зо­рас­пре­де­ли­те­ля в еди­ный блок по­зво­ли­ло исклю­чить при­ме­не­ние специ­аль­но­го приво­да для сис­те­мы скло­не­ния. Газо­ди­на­ми­че­ское уст­рой­ст­во нак­ло­ня­ет раке­ту в нуж­ном на­прав­ле­нии, а за­тем пе­ред вклю­че­ни­ем твер­до­то­п­лив­но­го дви­гате­ля, при­ос­та­нав­ли­ва­ет ее пово­рот.

За­пуск дви­га­те­ля ЗУР осу­ще­ст­в­лял­ся на высо­те 16-21 м от зем­ли (ли­бо по ис­те­че­нии задан­ной одно­се­кунд­ной за­держ­ки от стар­та, ли­бо по дос­ти­же­нии угла от­кло­не­ния оси ра­ке­ты от вер­ти­ка­ли 50°). Та­ким об­ра­зом весь им­пульс РДТТ рас­хо­ду­ет­ся на при­да­ние раке­те ско­ро­сти в на­прав­ле­нии цели. По­сле за­пус­ка начи­на­ет­ся на­бор ско­ро­сти раке­ты, ко­то­рая на даль­но­сти 1,5 км со­став­ля­ла 700-800 м/с. Про­цесс ко­манд­но­го наве­де­ния начи­на­ет­ся с даль­но­сти 250 м. В свя­зи с ши­ро­ким раз­бро­сом линей­ных раз­ме­ров (от 3-4 до 20-30 м) и па­ра­мет­ров движе­ния целей (от 10 до 6000 м по вы­со­те и от 0 до 700 м/с по ско­ро­сти) для оп­ти­маль­но­го на­кры­тия вы­со­ко­ле­тя­щих це­лей ос­кол­ка­ми БЧ со стан­ции на­ве­де­ния на борт ЗУР вы­да­ют­ся значе­ния задерж­ки сра­ба­ты­ва­ния ра­ди­ов­зры­ва­те­ля, зави­ся­щие от ско­ро­сти сбли­же­ния раке­ты с це­лью. На ма­лых вы­со­тах обес­пе­чи­ва­лись се­лек­ция под­сти­лаю­щей поверх­но­сти и сра­ба­ты­ва­ние ра­ди­ов­зры­ва­те­ля только от це­ли. Для обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти, в слу­чае на­ру­ше­ния нормаль­но­го поле­та, ра­ке­та лик­ви­ди­ру­ет­ся ав­тома­ти­че­ски, а так­же, в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти, мо­жет быть ли­к­ви­ди­ро­ва­на опе­рато­ром бое­вой ма­ши­ны.

Во­семь го­то­вых к пус­ку ра­кет рас­по­ла­га­ют­ся в антен­но-пус­ко­вом устрой­ст­ве в двух че­ты­рех­ме­ст­ных транспорт­но-пус­ко­вых контей­не­рах 9Я281. Кон­тей­нер вмес­те с зе­нит­ны­ми раке­та­ми обра­зу­ет ракет­ный модуль 9М334. Ка­ж­дая раке­та ком­плек­ту­ет­ся ка­та­пуль­ти­рую­щим устрой­ст­вом, обес­пе­чи­ваю­щим ее вер­ти­каль­ный старт. Ка­ж­дый модуль 9М334 ком­плек­ту­ет­ся двумя спе­ци­аль­ны­ми балка­ми, с по­мо­щью кото­рых моду­ли могут быть со­б­ра­ны в мно­го­ярус­ные паке­ты. В та­ких па­ке­тах осу­ще­ст­в­ля­ет­ся хра­нение и транс­пор­ти­ров­ка ра­кет на всех эта­пах экс­плуа­та­ции. Модуль 9М334 в те­че­ние уста­нов­лен­но­го сро­ка служ­бы экс­плуа­ти­ру­ет­ся без про­ве­де­ния регла­мент­ных работ и про­ве­рок бор­то­во­го обору­до­ва­ния ра­кет. Ос­нов­ные пара­мет­ры моду­ля: мас­са мо­ду­ля (ТПК плюс че­ты­ре раке­ты) с дву­мя бал­ка­ми — 1053 кг, мас­са без ба­лок — 973 кг, мас­са ТПК с дву­мя бал­ка­ми — 333 кг, мас­са од­ной бал­ки — 40 кг, га­ба­ри­ты моду­ля с дву­мя бал­ка­ми — 539x1507x3005 мм, без ба­лок — 444х1223х3005 мм.

Транс­порт­но-за­ря­жаю­щая ма­шина 9Т244 на шас­си ав­то­мо­би­ля «Урал-4320» пе­ре­во­зит один бое­ком­плект ракет (два мо­ду­ля 9М334). Она ос­на­ще­на гидро­кра­ном с ма­ни­пу­ля­то­ром и обес­пе­чи­ва­ет пе­ре­за­ря­жа­ние (извле­че­ние исполь­зо­ван­но­го кон­тей­не­ра и ус­та­нов­ку ново­го с ра­ке­та­ми) в те­че­ние не бо­лее 18 ми­нут. Бое­вой рас­чет — 3 че­ло­ве­ка. Масса ТЗМ с ЗУР — 15055 кг. За­пас хо­да по то­п­ли­ву — 600 км. Вре­мя пе­ре­во­да ТЗМ из по­ход­но­го поло­же­ния в бое­вое — до 10 ми­нут.

Читать еще:  Новости Шашка Туркменского конного дивизиона обр. 1895 г.

При за­ря­жа­нии боевой ма­ши­ны модуль сна­ча­ла пере­во­дит­ся из го­ри­зон­таль­но­го по­ложе­ния в вер­ти­каль­ное, затем опус­ка­ет­ся в шах­ту бое­вой ма­ши­ны.

Транс­порт­ная маши­на 9Т245 на шас­си ав­то­мо­би­ля «Урал-4320» пред­на­зна­че­на для пе­ре­воз­ки и дли­тель­но­го хране­ния четы­рех моду­лей 9М334 с ра­ке­та­ми и за­ря­жа­ния с нее бое­вой ма­ши­ны с по­мо­щью ТЗМ 9Т244. Мас­са за­гру­жен­но­го ав­то­мо­би­ля — не бо­лее 14000 кг. За­пас хо­да по то­п­ли­ву — 600 км.

Ма­ши­ны тех­ни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния. МТО 9В887М2К пред­на­зна­че­на для про­ве­де­ния техни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния и ре­мон­та сред­ст­ва­ми груп­по­во­го комплек­та ЗИП че­ты­рех машин, для кон­тро­ля функ­цио­ни­ро­ва­ния старто­вой авто­ма­ти­ки боевой ма­ши­ны. МТО 9В887-1М2К пред­на­зна­че­на для ре­мон­та шес­т­на­дца­ти боевых ма­шин сред­ст­ва­ми груп­по­во­го комплек­та ЗИП и ана­ли­за про­цес­са бое­вой ра­бо­ты с по­мо­щью аппа­ра­ту­ры расшиф­ров­ки запи­си аппа­ра­ту­ры до­ку­мен­ти­ро­ва­ния.

Ма­ши­на груп­по­во­го комплек­та ЗИП 9Ф399-1М2К пред­на­зна­че­на для транс­пор­ти­ро­ва­ния, хране­ния груп­по­во­го комплек­та ЗИП для ре­мон­та бое­вых ма­шин 9А332 в со­ста­ве зенит­ной ракет­ной бата­реи.

Ком­плект та­ке­лаж­но­го обору­до­ва­ния предна­зна­чен для:

  • про­ве­де­ния погру­зоч­но-раз­гру­зоч­ных ра­бот и па­ке­ти­ро­ва­ния ра­кет­ных мо­ду­лей;
  • про­ве­де­ния погру­зоч­но-раз­гру­зоч­ных ра­бот с па­ке­том до че­ты­рех моду­лей и па­ке­ти­ро­ва­ния от двух до че­ты­рех моду­лей;
  • транс­пор­ти­ро­ва­ния па­кета мо­ду­лей в пре­де­лах баз и по­груз­ки их в са­мо­лет;
  • хра­не­ния и транс­пор­ти­ро­ва­ния обо­ру­до­ва­ния, вхо­дя­ще­го в ком­плект.

Экс­плуа­та­ция комплек­са раз­ре­ша­ет­ся на вы­со­тах до 3000 м над уров­нем мо­ря, в лю­бое вре­мя го­да и су­ток, в раз­лич­ных мете­о­ро­ло­ги­че­ских ус­лови­ях в ин­тер­ва­ле темпе­ра­тур окру­жаю­ще­го возду­ха от -50°С до +50°С, в ус­ло­ви­ях солнеч­ной радиа­ции и от­но­си­тель­ной влажно­сти не бо­лее 98% при тем­пе­ра­ту­ре 35°С и ско­ро­сти вет­ра не бо­лее 30 м/с.

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознаного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответсвующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

ЗРК «Тор»

«ТОР» — это всепогодный тактический зенитный ракетный комплекс, предназначенный для прикрытия важных военных, экономических и административных объектов, первых эшелонов сухопутных соединений от ударов крылатых и противорадиолокационных ракет, дистанционно пилотируемых воздушных аппаратов, планирующих авиабомб, вертолетов и самолетов.

История создания 9К330 «Тор»

Зимой 1975 года Совет Министров издал постановление, в котором шла речь о разработке первого самоходного ЗРК в СССР – 9К330 «Тор». После создания первых моделей прошло много лет, и семейство пополнилось разными модернизированными вариантами автономных ракетных комплексов. Но как бы там ни было, они несли единую задачу – защита стратегически важных объектов и обеспечения защиты и сопровождения передвигающихся войск. Помимо сухопутных комплексов, был разработан зенитно-ракетный комплекс «Кинжал», основное предназначение которого состояло в защите военных кораблей.

После того, как постановление Совета Министров было принято, оборонная промышленность СССР приступила к активным работам над созданием ЗРК. За разработку ЗРК «Тор» нес ответственность НИЭМИ Минрадиопрома. За разработку разных частей комплекса отвечали следующие советские предприятия и конструкторы:

  • В.П. Ефремов – главный конструктор, контролирующий разработку комплекса.
  • И.М. Дризе – отвечал за разработку боевой машины (Ижевский электромеханический завод).
  • МКБ «Факел» разрабатывал ракету.

К тому же, в процессе разработки участвовало огромное количество радиоэлектронных и оборонных предприятий.

Поскольку новые глобальные войны предполагали совершенно другой план, чем предыдущие, понадобится новый ЗРК, который бы соответствовал характеру возможных военных конфликтов. Новое ПВО СССР должно было не просто уничтожать вражеские вертолеты и самолеты.

Основные цели, которые должен поражать ЗРК «Тор»:

  • вертолеты и самолеты;
  • крылатые ракеты;
  • разные управляемые бомбы и другое вооружение, которое могло быть у противника.

Чтобы характеристики нового зенитно-ракетного комплекса соответствовали всем требованиям, необходимо было разработать абсолютно новую радиоэлектронную систему, которая способа отслеживать широкую линейку объектов противника.

Поскольку задача мобильного комплекса «Тор» — сопровождение боевых частей армии (в основном БМП и танковые взводы), решили его установку на гусеничное шасси. Такая мера понадобилась еще и в результате большого веса ЗРК. В связи с использованием гусеничного шасси, пришлось отказаться от задумки сделать комплекс плавающим.

Только в 1983 году появился первый зенитно-ракетный комплекс «Тор» 9К330. В текущем году боевую машину отправили на испытательный полигон. Испытания длились около года, в результате оказалось, что тактико-технические характеристики комплекса не совершенны и его отправили на доработку. Работы по доработке продолжились около трех лет, и только в 1985 году ЗРК 9К330 «Тор» приняли на вооружение.

Несмотря на то, что серийным выпуском «Тор» занимались на Ижевском электромеханическом заводе, узлы для этой техники поставлялись следующими предприятиями:

  • платформа или гусеничные шасси – Минский тракторный завод;
  • управляемые ракеты – Кировский машиностроительный завод;
  • радиоэлектронные и оборонные предприятия отвечали за производство более мелких узлов.

Все комплексы «Тор» направили в зенитные полки. Причем в каждом полку было четыре батареи, каждая из которых имела по четыре машины 9К330 «Тор». Поначалу «Торы» использовались совместно с пунктами управления ПУ-12М. Все комплексы «Тор» должны были обеспечить защиту стратегических объектов и войск на марше, несмотря на то что ЗРК «Тор» могли управляться и с командного пункта полка.

Что входит в состав ЗРК «Тор»

  • станция наведения (СН);
  • боевая машина 9А330;
  • СОЦ – станция обнаружения цели;
  • зенитные управляемые ракеты 9М330.
Читать еще:  Исторические сведения БТР-70 - бронетранспортер

ЗРК «Тор» для обнаружения воздушных целей применяют когерентно-импульсную СОЦ кругового обзора, которая работает в сантиметровом диапазоне. Вращающаяся антенна, находящаяся на крыше пускового устройства предоставляет возможность одновременного обзора сектора 4 градуса по углу места и шириной 1,5 градуса по азимуту. Увеличение сектора обзора было достигнуто благодаря использованию 8 положений луча по углу места, в результате чего можно было перекрыть сектор шириной в 32 градуса. Очередность обзора сектора определяется программой бортовой ЭВМ.

В передней части башни комплекса находятся фазированная антенная решетка когерентно-импульсной радиолокационной станции наведения. В задачи этой систем входит сопровождение обнаруженной цели, а также наведение управляемых ракет. Обнаружение и сопровождение цели обеспечивает антенна СН. Она работает в секторе 7 градусов по углу места и шириной 3 градуса по азимуту. При этом сопровождение цели осуществляется по 3 координатам и пуск 1-2 ракет с дальнейшим их наведением на цель. Также антенна станции наведения имеет передатчик команд для ракет.

Станция обнаружения целей и автоматика, связанная с ней, позволяет засекать самолеты по типу F-15 на дальностях до 25-27 км и высотах 30-6000 метров (показатель вероятности обнаружения – не меньше 0,8). Для управляемых бомб и ракет дальность обнаружения не больше 10-15 километров. Есть возможность обнаружения вертолетов на земле (до 6-7 км на дальности) и в воздухе (до 12 км).

При боевой работе время реакции комплекса – 8,7 секунд, при пуске ракеты с короткой обстановки и сопровождении войск такой показатель увеличивается на 2 секунды. На перевод боевой машины из походного режима в боевой и обратно уходит около 3 минут. Загрузка ракет в пусковую установку занимает около 18 мин. Загрузка боекомплекта производится с помощью транспортно-заряжающей машины 9Т231.

Ракета 9М330 со скоростью 25 метров в секунду выстреливается из пусковой установки с помощью порохового заряда. Дальше вертикально стартовавшая ракета осуществляет доворот в сторону цели, производит запуск маршевого двигателя, после чего направляется в заданном направлении. Чтобы склонить ракету на предварительно установленный угол (все данные вводятся в систему управления перед самим запуском) применяется газогенератор с набором сопел. Газовый двигатель задействует такие же приводы, что и аэродинамические рули. При отклонении на 50 градусов от вертикали или через 1 секунду после старта ракета запускает маршевый двигатель. На отдаленности полтора километра от пусковой установки 9М330 развивает скорость до 800 метров в секунду.

Обнаружение цели и уничтожение боевой части проходит с помощью активного радиозврывателя. По причине необходимости эффективной работы на невысокой высоте радиовзрыватель способен определить цель на форе подстилающей поверхности. Уничтожение цели осуществляется многочисленными осколками боевой части. Показатель вероятности поражения самолетов 1 ракетой – 0,3-0,77, для вертолетов вероятность поражения – 0,5-0,88, а для дистанционно пилотируемых летательных аппаратов этот показатель составляет 0,85-0,955.

«Тор-М1» оснащен зенитной управляемой ракетой 9М331. Ракеты 9М330 и 9М33 отличались лишь характеристиками боевой части. Новая ракета оснащена доработанной боевой частью с повышенными характеристиками. Все остальные агрегаты 2 ракет были унифицированы. Ракеты 2 типов могли применяться как новыми зенитно-ракетными комплексами «Тор-М1», так и уже существующими «Тор». Кроме того обеспечивалась совместимость этих ракет с корабельным комплексом «Кинжал».

Перечислим модификации ЗРК «Тор»

  • ЗК95 «Кинжал»
  • 9К331 «Тор-М1»
  • «Тор-М1ТА» — разновидность комплекса 9К331 с размещением на колёсной базе. Антенно-пусковой пост находится на полуприцепе, а аппаратная кабина — на автомобиле Урал-5323.
  • «Тор-М1Б» — Буксируемая разновидность комплекса 9К331. Всё оборудование находится на колёсных полуприцепах
  • «Тор-М1ТС» — Стационарная разновидность комплекса 9К331
  • «Тор-М1-2У»
  • 9К332 «Тор-М2»
  • «Тор-М2Э» — ЗРК с боевой машиной на гусеничном шасси. В состав комплекса входят: боевая машина 9А331МЭ, зенитный ракетный модуль 9М334 с 4 зенитными ракетами 9М9331
  • «Тор-М2К — ЗРК с боевой машиной на колесном шасси. В состав комплекса входят: боевая машина 9А331МК, зенитный ракетный модуль 9М334 с 8 зенитными управляемыми ракетами 9М9331 управляемых по 4 каналам
  • «Тор-М2ДТ» — арктическая модификация зенитного ракетного комплекса с боевой машиной на базе двухзвенного гусеничного транспортёра ДТ-30
  • «Тор-М2КМ» — ЗРК в модульном исполнении, для размещения на разных видах шасси. В состав входит: зенитный ракетный модуль 9М334 с 4 зенитными управляемыми ракетами 9М9331 и автономный боевой модуль 9А331МК-1.

Подробнее о новейших ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э»

«Тор-М2У» — это дальнейшие виток развития зенитно-ракетных систем «Тор». Эти боевые машины выпускаются на 2 типах шасси:

на гусеничном шасси – 9А331МУ;

на колесном шасси – 9А331МК.

В системе обнаружения целей сейчас применяется новейшая высокоточная оптико-электронная система. Современные процессоры могут одновременно отследить 48 воздушных целей, распределив их по опасности. Комплекс может атаковать одновременно до четырех целей, применяя для этого до восьми ракет. Несмотря на то, что ракеты на «Тор-М2» используются такие же, что и на «Тор-М1», благодаря наличию новейшей электроники, инженеры смогли увеличить дальность поражения целей.

На сегодняшний день идет активная замена систем «Тор» старого поколения на новые «Тор-М2». Помимо этого, в таких системах заинтересованы зарубежные государства, которые активно их скупают. Поскольку ЗРК «Тор» нового поколения являются новыми разработками в своем классе, их производство продолжаться в течение нескольких последующих десятилетий.

Технико-тактические характеристики ЗРК «Тор»

Зона поражения:

  • по дальности: от 1 до 16 км
  • по высоте: от 0,01 до 10 км
  • Время реакции, сек.: 4,8
  • Макс. скорость поражаемых целей 1000 м/с
  • Количество одновременно обстреливаемых целей: 4
  • Максимальная перегрузка ракеты: 30 g
  • Скорость полёта ЗУР: 1000 м/с
  • Минимальная ЭПР цели: 0,05 м²
  • Система наведения: помехозащищённая радиокомандная
  • Число целевых каналов: 4 канала
  • Число ЗУР на боевой машине: 16 ракет 9М338К
  • Год разработки: 2008
  • Экипаж: 3 чел.
  • Запас хода 500 км
Читать еще:  Статьи Шпага пехотная гвардейская офицерская середины XVIII в.

Тор (зенитный ракетный комплекс)

«Тор» (индекс ГРАУ — 9К330, по классификации МО США и НАТО — SA-15 Gauntlet («Латная рукавица»)) — всепогодный тактический зенитный ракетный комплекс, предназначенный для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны на уровне дивизионного звена.

Система «Тор» предназначена для прикрытия важных административных, экономических и военных объектов, первых эшелонов сухопутных соединений от ударов противорадиолокационных и крылатых ракет, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов, планирующих авиабомб, самолётов и вертолётов, в том числе и выполненных по технологии «стелс». Может работать как в ручном, с участием операторов, так и полностью автоматическом режиме. При этом система «Тор» сама контролирует обозначенное воздушное пространство и самостоятельно сбивает все воздушные цели, не опознанные системой «свой-чужой».

Содержание

История создания

Работа над новым комплексом началась в 1972 году в НИЭМИ с НИР «Тор» (заказ 038). Ответственным исполнителем был назначен Дризе И. М. В 1975 году было выдано тактико-техническое задание, а в 1976 году — защищён эскизно-технический проект. Главный конструктор ЗРС «Тор» — Вениамин Павлович Ефремов. Комплекс принят на вооружение 19 марта 1986 года [1] .

Описание конструкции

Основным режимом работы комплекса «Тор» является отдельная работа каждой батареи, однако имеется и режим централизованного управления начальником ПВО дивизии или командира зенитно-ракетного полка. Вероятность поражения одной ракетой цели типа «самолёт» составляет от 30 до 77 %, вертолёты поражаются с вероятностью 50—88 %, беспилотные летательные аппараты — 85—95 %. Обеспечивает защиту от целей, перемещающихся на скоростях до 700 м/с, на удалённости от 0,5 до 12 км и на высотах от 10 м до 6 км. Перевод из походного в боевое положение занимает до 3 минут. Время реакции комплекса — 8—12 секунд. [2]

Состав

Боевая машина 9А330

Основной единицей комплекса «Тор» является боевая машина. В состав боевой машины входят станция обнаружения целей, станция наведения, ЭВМ, пусковая установка, и прочая аппаратура (стартовая автоматика, система топопривязки и навигации, газотурбинный энергоагрегат для автономного электропитания и система жизнеобеспечения). Всё оборудование боевой машины устанавливается на гусеничное шасси «Объект 355», унифицированное с шасси боевой машины 2С6 ЗПРК 2К22 «Тунгуска». На боевой машине размещено 8 ЗУР 9М330. Старт ракет осуществляется вертикально по аналогии с ЗРС С-300 для защиты от климатических факторов, а также от воздействия осколков бомб и снарядов. [3]

Станция обнаружения целей (СОЦ)

Когерентно-импульсная радиолокационная станция кругового обзора решает задачи обнаружения воздушных целей и выдаёт их координаты местонахождения. Станция оборудована системой опознавания «свой-чужой». Работает в сантиметровом диапазоне волн с частным управлением по углу места лучом. Одновременно может производиться обзор угла места сразу тремя лучами, очерёдность устанавливается с помощью ЭВМ. Каждый луч имеет ширину 4° по углу места и 1,5° по азимуту. Один луч способен перекрыть сектор в 32° по углу места. В основном режиме темп просмотра зоны обнаружения составляет три секунды, при этом нижняя часть зоны сканируется два раза. Дополнительно, имеется режим обзора тремя лучами с темпом в 1 секунду. Отметки с координатами обнаруженных целей завязываются в трассы. Всего станция обнаружения целей может завязать 10 трасс по 24 обнаруженным целям. [4]

Цели с векторами скорости, номерами трасс, степенью опасности и номером луча, в котором находится цель, отображаются на индикаторе командира боевой машины. При наличии сильных пассивных помех имеется возможность бланкирования проблемного участка обзора и ввода в ЭВМ координат цели с помощью ручного наложения маркера и ручного съёма координат. Максимальные ошибки при определении координат не превышают половину разрешающей способности станции обнаружения целей. Разрешающая способность: не хуже 1,5—2° по азимуту, 4° — по углу места и 200 метров — по дальности. Вероятность обнаружения самолёта типа F-15 на высоте от 30 до 6000 метров и дальности 25—27 км составляет 80 %. Беспилотные летательные аппараты обнаруживаются на дальности от 9 до 15 км с вероятностью 70 %. Вертолёты, находящиеся на земле, с включенными винтами на дальности 6—7 км могут быть обнаружены с вероятностью 40—70 %, зависшие в воздухе на расстоянии 13—20 км — 60-80 %, при осуществлении подскока на высоту 20 м при дальности 12 км — не ниже 60 %. Для своевременного обнаружения целей используется защита от противорадиолокационных ракет. [5]

Станция наведения (СН)

Когерентно-импульсная радиолокационная станция предназначена для обнаружения и автосопровождения одной цели по трём координатам с помощью моноимпульсного метода, и наведения одной или двух ракет на цель после запуска. Работает в сантиметровом диапазоне волн. Конструкция РЛС представляет собой малоэлементную фазированную антенную решётку, способную формировать луч шириной 1° по углу места и азимуту. Станция наведения обеспечивает электронное сканирование и поиск цели с секторе 3° по азимуту и 7° по углу места. Через единый передатчик антенной решётки осуществляется передача на борт команд наведения, кроме того, осуществляется одновременное определение координат цели и наводимых на неё ракет. Среднеквадратическая ошибка при сопровождении ЗУР не превышает 2,5 метров, при автосопровождении истребителей — не более 7 метров по дальности и 30 м/с по скорости. Разрешающая способность: не хуже 1° по азимуту и углу места, 100 метров — по дальности. [6]

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector